«Что было дальше?»: Виктория Лукьянцева и проект «Анималотерапия»
Анималотерапия («лечение животными») — вид терапии, использующий животных и их образы для оказания психотерапевтической помощи детям школьного и дошкольного возраста.
— Чему посвящен проект?
— Наша задача оживить анималотерапию в России, ведь в Европе этот способ уже перешёл из разряда нетрадиционной медицины, а в наших медицинских вузах до сих пор дается слишком мало информации об этом методе. Главные двигатели проекта — студенты-медики, которые прошли специальное обучение и уже применяют знания на практике. Они занимаются с детьми с расстройством аутистического спектра (РАС) в «Республиканском центре иппотерапии» для детей и взрослых.
— Чем отличаются обычные животные от животных, с которыми проходят терапию?
— Тут много требований для животных, начиная с анатомического строения и заканчивая поведением и привычками. Животное-терапевт проходит серьезное обучение и полный ветеринарный контроль, как медицинский работник проходит медосмотр. Лошадь или собака, не должные быть слишком активными или агрессивными, как и чересчур спокойными. Нужно нечто среднее.
— На каком этапе реализации проект?
— Мы уже обучили волонтёров-медиков и закрепили каждого за ребенком с РАС. Перед занятием волонтер оценивает состояние ребенка, общается с родителями, а затем вся команда анализирует полученные данные. Также, сейчас готовятся мастер-классы для родителей детей с РАС, на которых мы будем подробно рассказывать о таких методах как иппотерапия (метод лечения и реабилитации с помощью верховой езды— прим. ред) и канистерапия (метод лечения и реабилитации с помощью специально обученных собак— прим. ред). На этапе разработки методическое пособие, которое планируем выпустить в апреле.
— С животными взаимодействуют только дети?
— На самом деле каждый, у кого есть домашний питомец, занимается анималотерапией. Только это не направленная анималотерапия, то есть человек получает пользу, но делает это непреднамеренно. Иппоцентр посещают и взрослые, не обязательно с какими-то заболеваниями. Всем порой не мешало бы просто пообщаться с лошадкой или погладить собачку, чтобы снять усталость и набраться сил от соприкосновения с природой.
— Что особенно запомнилось за этот год?
— Хорошо помню момент, когда впервые повела волонтеров в Иппоцентр.Так боялась, что они могут испугаться лошадей или не проникнуться этим делом. Но когда мы пришли, я была в приятном шоке. Волонтёры ходили от одной лошади к другой и не могли налюбоваться ими. Сразу подошли к тренерам, предложили им помощь на занятиях. Ребята вспомнили все, чему мы их учили, и с радостью общались с детьми.
— Виден ли ощутимый результат от взаимодействия с животными?
— Да, результат определенно виден. В Иппоцентре проходят занятия для многих детей с ОВЗ. То, что состояние улучшается видно невооруженным глазом, а родители не могут подобрать слов благодарности тренерам.
— Пожелай что-нибудь участникам iВолги 2020
— Не гонитесь за деньгами. Верьте в ваш проект, живите им, от души представляйте его!